Дорогой Святого Иакова

Santiago de Compostela

… А мне никуда не надо…
Гр. «Звери»

Встал я в 7.00. По привычке, что ли, не знаю. Сегодня день отдыха… Хотя и несколько человек отправились дальше (они идут в Negreira, а потом к океану в Finisterra или Muxia), основная масса пилигримов, и я тоже, остаемся. Я поднимаюсь, завтракаю, делаю записи в дневнике. В 9.00 оспитальер просит нас пойти погулять пару часиков, чтобы персонал смог навести порядок. Ну, погулять, так погулять. Решаю разведать дорогу к автовокзалу, справившись по гугл-картам, и по пути, возникает мысль съездить к океану на автобусе (многие пилигримы так и делают, отстояв службу в Соборе, отправляются в Finisterra на автобусе, хотя и многие продолжают Путь пешком).

Нас выходит несколько человек и меня фоткают на фоне альберге.

Парк по дороге на автовокзал.

Итак, автовокзал. Пока разбирался с дорогой, попал туда уже в начале 11-го. В окошке информации узнаю расписание на сегодня и цены билетов.
        Finisterra – 23.6 € (туда и обратно)
        Muxia – 16 € (туда и обратно)
        Чтож, с ценами разобрались – вполне приемлемо, хуже оказалось с расписанием. Finisterra: 9.00 (я уже опоздал), 12.00; автобус идет 3 часа, а обратный рейс в 16.45 (т.е. времени на осмотр остается совсем немного, чуть более полутора часов), иначе рискую не выбраться до завтра. В Muxia рейсы на 9.00 и 16.00, обратно только завтра. Сегодня суббота, расписание на воскресенье еще хуже.
        Н-да! Не повезло. Была мысль еще рвануть в Виго или Корунью (это более или менее большие города и рейсы туда регулярны, и там тоже океан), но побоявшись неизвестности, не рискнул (склонность к планированию пересилила тягу к приключениям).
        Ну а раз так, решаю посвятить этот день городу. Возвращаюсь в альберге и иду в Собор, прихожу в аккурат к полуденной службе. Народу сегодня еще больше пилигримы  вперемешку с туристами. Я устроился недалеко от входа, ближе к центру пройти вовсе невозможно, однако даже находясь довольно далеко от священнодействия все довольно хорошо слышно. Ботафумейро сегодня не раскачивали, среди перечисленных пришедших пилигримов, русских также не было (не было пилигримов и из бывших союзных республик). Опять в конце службы рукопожатия и объятия. Служба окончена, выстраиваются огромные очереди на причастие. Я выхожу на улицу и немного подождав, возвращаюсь на экскурсию по Собору.

В центре всего - Святой Иаков. Восседает на серебрянном троне.

И первым делом, я становлюсь в очередь в крипту, где находятся мощи апостола. Времени дается не много, но я успеваю преклонить колени и обратиться с просьбой к Святому Иакову. Далее поднимаюсь и прохожу по переходу за сидящим на троне  Сантьяго, по традиции обнимаю его и целую в плечо. Это обязательный для каждого пилигрима ритуал, а далее я хожу по Собору и фотографирую…

И выхожу в старый город, также фотографирую, захожу в сувенирные лавки, перекусываю на ходу, в общем, провожу время также как и остальные пилигримы.

Обязательное фото для любого пилигрима. На фоне Собора.

Галисийцы (как и шотландцы) считают себя потомками кельтов, и национальный музыкальный инструмент у них - тоже волынка. Кто был в Сантьяго-де-Компостела - узнает этих ребят, они играют там уже не один год.

Plaza de Quintana.

Памятник Сервантесу на площади имени его же.

Монумент Святому Франциску Ассизскому.

Храм Святого Франциска Ассизского.

Отель "Paradores", ранее (в средние века) - Королевский госпиталь для пилигримов.

Монастырь Сан-Мартин.

Церковь Воскрешения.

Памятник астурийскому королю Альфонсо II, первому королю-пилигриму (установлен в 1965 г.). Он совершил свое паломничество из Овьедо в начале IX века (!!!), пройдя путем, ныне известным как Camino Primitivo.

Вернулся в альберге около 19.00. Поужинал, накатила грусть – завтра автобус в Мадрид, все закончилось… Эх… Подумывал о том, чтобы сходить в бар, посмотреть финал Лиги Чемпионов (Ювентус – Барселона), матч обещает быть весьма интересным. Но из-за настроения никуда не пошел, посмотрел трансляцию через интернет, матч, действительно, был хорош. Барселона выиграла 3:1, и испанские болельщики часов до 3-х ночи запускали в небо фейерверки и взрывали петарды, празднуя победу любимой команды, и, время от времени, прерывая сон усталых пилигримов…

Расходы:
Альберге – 8 €
Обед и ужин – 4.3 €
Сувениры – 41 €
Итого: 53.3 €

07.06.2015
Santiago de Compostela

Налетела грусть, что ж, пойду пройдусь,
ведь мне её делить не с кем.
И зеленью аллей, в пухе тополей, я иду…
А. Розенбаум

Привычно проснулся в семь утра. Сегодня из альберге никто не ушел.  А мне надо подготавливаться к отъезду. Иду в душ, завтракаю, укладываю рюкзак.
         В 9.00 оспитальер просит нас пойти погулять, чтобы за время нашего отсутствия навести порядок, но я прощаюсь, возвращаться сюда мне уже не придется…  Неторопливо иду к Собору, здесь все пути ведут к Собору…. В последний раз брожу по улочкам, делаю прощальные фото…

Площадь Сервантеса, еще пустынная в этот час. (Около половины десятого).

Plaza del Obradoiro. Здесь народу побольше.

Начинает подтягиваться народ – туристы и пилигримы. Площади и улицы заполняются людьми, многие направляются внутрь Собора – скоро дневная месса для пилигримов.
        Я на службу не пойду, у меня здесь осталось еще одно незавершенное дело и я, чувствуя голод, иду в погребок кафе, которое присмотрел давеча. Галисия – край приморский (приокеанский, скорее), в кулинарном плане – огромное разнообразие морепродуктов, но из всего, что предлагается, каждому туристу (пилигриму) просто необходимо попробовать Pulpo a Feira, приготовленный особым образом осьминог, который подается на традиционных деревянных тарелках.  Это блюдо я и заказываю, плюс бокал белого вина.  И это, скажу я вам, самое вкусное из того что я ел в Испании (да-да, гораздо вкуснее даже хамона и чорисо, а уж эти деликатесы полюбились мне невероятно), и конечно стоит уплаченных денег (11 €).

Pulpo a Feira. К этому блюду столовые приборы не подаются, кусочки осьминога едят накалывая их на обычную зубочистку. Традиция...

В этом парке удалось часик подремать после обеда под тенью деревьев, на каменной лавочке. Жаль, что фонтан не работал.

Последние прогулки… Пытаюсь впитать в себя всю прелесть Santiago de Compostela, сохранить в памяти мельчайшие детали…

А в 16.00 иду к автовокзалу, мой автобус в Мадрид отправляется только в 18.30, но  мне по пути надо забежать в магазин, купить себе еды в дорогу. И вот это становится очередной проблемой. Как-то выпало из головы, что сегодня воскресенье (да и не верилось, что в таком большом городе не будут работать магазины по воскресеньям, однако же…)
         Супермаркет Dia закрыт (ближайший по пути), решаю пройти до Ашана, в Испании эта сеть магазинов называется Al Campo. Не тут-то было, закрыто и пусто… Казалось бы, мировая сеть супермаркетов, но вот ведь незадача – чтут традиции страны, в которой находятся… Дошел до автовокзала. Там автоматы с водой, но вот съестного нет ничего (ни кафе, ни магазинов). Припоминаю, что проходил огромный торговый центр, придется вернуться туда. Вернулся… Представьте себе – огромный торговый центр в три этажа, работают кондиционеры и телевизоры, ходят люди, кто-то расслабляется на диванах, Wi-Fi и все дела, дети играют в детских зонах, НО… не работает ни один магазин, будь то продукты, одежда или сувенирная лавка…
        Все-таки на третьем этаже я нашел два открытых кафе: с арабской кухней и «Бургер Кингс». Причем людей хватает и там и там, я выбираю арабское – здоровенный кебаб с курицей и банка «Пепси» (это первое место в Испании, где в продаже есть «Пепси») обходятся мне в 4.5 €, однако проблема с едой в дорогу по-прежнему не решена. Выход был найден на нулевом уровне (там автостоянка и камеры хранения, я скинул там свой рюкзак и шастал по торговому центру налегке), на выходе стоит ряд автоматов с едой и я беру два сендвича за 3 €. И обратно на автовокзал.
        Пришел за полчаса до автобуса, и надо же (!!!), встретил Армандо с родителями, перекинулись парой слов, они едут в аэропорт – летят на Балеарские острова, а у Пако – свои планы. Взаимное «Buen camino!», вот и мой автобус. Я еду в Мадрид.